Современный житель города мало где может увидеть красивые надписи, сделанные от руки — разве что на специальной доске в кофейне или на авторской открытке. В век победного шествия Word искусство каллиграфии, казалось, должно окончательно уйти в прошлое, но именно благодаря интернету оно вновь обретает популярность. «Когда человек чувствует, что вывел эту конкретную буковку, любит её в этот момент, он любит и себя в этом моменте, преподносит своё состояние миру и сам его воспринимает адекватно», — рассказывает Александр Боярский, основатель Новосибирской студии каллиграфии. Художник и его ученики объяснили корреспонденту Сиб.фм причину популярности шрифта Times New Roman, рассказали, откуда произошёл шрифт во «Властелине колец», и как искусство художественного написания текста приводит человека в гармонию с собой и миром.
Элитарный навык
— Я по образованию художник-график. Работал полиграфическим дизайнером, потом решил: хватит с меня компьютера — нужно работать с живыми материалами: бумагой и тушью, — говорит Александр. — Три года практиковался, нарабатывал шрифты и наконец организовал в Новосибирске студию.
Первое, что спрашивают люди, когда приходят ко мне: «Это китайская каллиграфия?», или: «А, это чистописание?».
На самом деле, каллиграфия — и вид искусства, и, в каком-то смысле, техника медитации. Это умение появилось, как только человек научился писать от руки. Скажем, древнеегипетские писцы использовали иероглифы только для торжественных ритуальных текстов, а для ведения повседневных дел пользовались более простыми значками — иератикой. Расцвет каллиграфии пришёлся на Средневековье, когда при каждом европейском монастыре существовали скриптории — мастерские по переписке книг. В это время на базе романских, кельтских и других систем письменности создано огромное количество шрифтов.
Образцы иератики и иероглифики
— В XV веке Гуттенберг изобрёл печатный станок, и рукописные книги пошли на убыль, зато начало развиваться бытовое письмо и канцелярская переписка — вплоть до XIX века, — отмечает Александр, — Революция породила новую каллиграфию — жёсткую, лаконичную, стремительную, передающую дух эпохи.
И сейчас каллиграфия никуда не девается. Как часы: их должны были вытеснить телефоны, но они просто стали нишевым, элитарным продуктом. Живое всегда останется живым, — говорит художник.
«В лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо eгo», — о князе Мышкине из романа Ф.М. Достоевского «Идиот»
— Кроме того, в США или Англии традиция письменных посланий и приглашений никогда и не уходила. На серьёзное мероприятие никто не будет заказывать распечатки — все дипломы, наградные листы, благодарственные письма оформляются качественной каллиграфией на хорошей бумаге с сургучной печатью, — утверждает Александр, — Человек получает не просто кусок картона, а маленькое произведение искусства. У современной каллиграфии множество направлений — например, коммерческая, свадебная, художественная.
Курс Александра разделён на три ступени: базовую, где проходят простые шрифты, расширенную, где шрифты сложнее, и курс продвинутой каллиграфии. На каждом этапе необходима сосредоточенность и недопустима спешка.
Любимые буквы
Как выбрать хорошую дизайн-студию
— В каллиграфии очень тонко развивается гармония, и мы переносим эту гармонию в жизнь. Мы начинаем понимать взаимосвязи: если сделаем вот так, то получим это. Когда ты понимаешь гармонию, начинаешь делать изначально правильно, учишься видеть образ, — говорит художник.
— Каллиграфия — это ещё и инструмент для саморазвития. Мы сейчас работаем за компьютером, мелкая моторика отсутствует, и многие связи между образным и логическим мышлением утрачиваются. А занятия каллиграфией провоцируют рост мозговой деятельности, — говорит менеджер студии Дарья Белаго.
— Я танцор, и мне каллиграфия близка: взаимосвязи, движения, элементы — всё очень похоже, — рассказывает ученик студии, дизайнер Павел Дракунов.
— Это естественно, потому что ритм лежит в основе человеческого удовольствия. Понаблюдайте: даже малыши, которые ничего не знают о жизни, когда хлопаешь в ладоши, начинают смеяться и трястись в ритм, — добавляет преподаватель древнерусского рисования Ольга Перегоедова.
Самое важное здесь — мелочи: как в танце один поворот головы завершает движение — так и в каллиграфии одна чёрточка завершает букву.
— На востоке каллиграфия считалась важной телесной и духовной практикой. Нужно концентрироваться на том, что ты делаешь, а для этого — следить за всем своим телом, следить за тем, как сидишь, как работает инструмент, как стекает тушь. Лист сам показывает, если ты делаешь неправильные движения — появляются пятна и подтёки. Практика концентрации может потом влиять на всё в жизни, — согласен Александр.
— Часто преподаватели живописи говорят какие-то туманные фразы: «почувствуй пятно», «найди ритм». Для новичка это звучит как непонятная абстракция. Ну пятно, ну движение, ну ритм. Слова понимаешь, а что делать — непонятно.
А в каллиграфии есть определённая конкретика. Когда даёшь задание, человек делает понятные, простые узоры, повторяет и повторяет какие-то элементы. И постепенно на интуитивном уровне само собой у него начинает вырабатываться чувство композиции, а это гораздо ценнее, чем понятие, — рассказывает Ольга.
Каллиграфы говорят, что техника письма часто не так важна, как эмоции, которые пишущий вкладывает в буквы.
— Когда, например, ваша бабушка пишет вам письмо своей старческой дрожащей рукой и так любовно выводит круглые смешные буковки — это же очень драгоценно, потому что это и есть её трепетное отношение к письму, к вам лично, — говорит Ольга.
— Когда ко мне в студию приходят молодые ребята — они ещё темпераментные, резкие, — улыбается Александр. — Что-то не получается — начинают чиркать. Я говорю им: не получилось — переходи к другой букве. Взрослый человек, конечно, отдаётся каллиграфии с чувством, с толком, с расстановкой. У меня есть ученица — ей 72 года. Ходит регулярно, хотя ей это сложно — всю жизнь проработала на заводе и кисточку в руках не держала. Когда у неё не получается, она так вздыхает — «йее-х» — и выводит следующую букву. Она по-настоящему кайфует и делает живые надписи.
— А вообще люди приходят самые разные. Вот женщина, например, работает бухгалтером по восемь часов в день — у неё такая скучная и серая жизнь. Я даю ей кисточку, пёрышко, ставлю руку.
Человек работает 2,5 часа в непривычном для себя темпе. Уходит уставшая, но когда я вижу её удовлетворённое лицо, я понимаю, что всё делается не напрасно.
Дарья выводит аккуратные ряды палочек и закорючек.
Шрифт из фильма «Властелин колец» называется унциал
— Это унциал. Он берёт начало в третьем столетии нашей эры на территории Северной Африки, — рассказывает она. — Я этот шрифт очень люблю, он простой и богатый для импровизации. Именно этим шрифтом сделаны надписи в фильме «Властелин колец».
Сколько всего существует шрифтов, каллиграфы сказать затрудняются.
— Это как язык — существует бесконечное количество говоров и диалектов. К тому же у каждого каллиграфа со временем формируется свой стиль. Возьмём трёх каллиграфов — и у них написание одного и того же шрифта будет разным, — поясняет Александр, — Вот наш простой полуустав. После раскола на Руси он начал развиваться не в скрипториях при монастырях, а местечково. Мы, например, формируем новый образец полуустава.
Образец шрифта устав
Однажды мне ученица принесла старинную книгу, написанную полууставом — купила её в антикварной лавке. Буква «А» в ней была неклассическая — с засечкой, с острым окончанием. У меня на основе этих вариаций получилась своя «А» с более открытой внешней засечкой. Мне она показалась более динамичной и современной.
«Говорите слово уверенно, твёрдо...»
Каллиграфию обычно делят по географическому признаку — на восточную, западную и русскую как часть западной. С русским письмом у Александра Боярского особые отношения.
Образец шрифта полуустав
— Я начинал свой путь в западноевропейской каллиграфии: там колоссальное количество потрясающих шрифтов, — говорит он. — Русскую каллиграфию не трогал, ну что там — устав, полуустав, скоропись, вязь — всего четыре основных шрифта. Но, дойдя до некоего уровня мастерства, я настолько влюбился в наш полуустав! И сейчас у меня есть его авторская версия. Я работаю с ней полгода и не устаю.
Каждый раз, например, буква «А» для меня открывается всё интереснее и интереснее, круче и круче.
Единственный алфавит, который меня по-настоящему потряс — это русский алфавит. Ведь в нашем алфавите «Аз-буки-веди» заложено послание предков: «Я знаю буквы. Письмо — это добро. Живите ярко, сильно. Земля такая же живая, как люди. Мышление — это наше убежище. Говорите слово уверенно, твёрдо. Наука — плод Божий. Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!». Где ещё черпать вдохновение, как не здесь?
Образец шрифта скоропись
Ольга Перегоедова преподаёт русскую орнаментальную живопись в Доме учёных уже три года и черпает в русских шрифтах вдохновение.
— В русском традиционном искусстве, как, впрочем, и в искусстве всех народов, принято красиво подписывать картинки. Как в детском творчестве, когда ребёнок рисует маму и подписывает «Мама». Каллиграфия, кроме того, помогает выразить изобразительную идею, лучше понять композицию, — рассказывает Ольга.
— Думаю, большинство людей черпают вдохновение в том, на чём они воспитывались и росли. В нашем детстве была замечательная книжная графика, которая черпала традиции предыдущих поколений художников из древних манускриптов, и советская графика шла в крепкой связке с традиционными искусствами. Я воспитывалась на этом, интуитивно я шла за тем, что нравится. Здесь живой источник, здесь для меня есть правда.
По словам Александра Боярского, в СССР существовала сильная школа каллиграфии. Самые известные её произведения можно увидеть в титрах к советским фильмам, таким как «Иван Васильевич меняет профессию» — всё писалось руками.
Образец шрифта вязь
Время новых романов
— Каллиграфию нужно отличать от леттеринга, который предполагает обработку надписи в компьютерной программе. Леттерист, как и любой дизайнер, может написать слово, например, «Дом учёных», достаточно корявенько, потом эту надпись загнать в компьютер, исправить в графическом редакторе и получить прекрасный результат. Я как каллиграф такой возможности не имею. Я должен слово «Дом учёных» написать сразу красиво, — поясняет Александр.
Набор шрифтов входит в типовой набор программы Word, но и здесь возможны модификации.
Кернинг — выстраиваение уникального ритма шрифта за счёт баланса расстояния между буквами
— Шрифты появились в России на первых дисках с Windows в 1990-х годах. Хороший комплект из 20-50 шрифтов стоил 1800-5000 долларов, поэтому большое количество маленьких дизайнерских фирм просто брали английские шрифты, переводили их в кириллицу и давали им свои названия. Так в России распространился Times New Roman. У него есть множество модификаций. Например, взял его Боярский, слегка изменил и назвал шрифт «Боярский». Так шрифт и отправился на просторы интернета. Появилось также много некачественных шрифтов, потому что дизайнер не знал, что такое кернинговые пары. При нормальном дизайне создаётся более 1200 межбуквенных связок — чтобы все буквы располагались на одинаковом расстоянии друг от друга. Это и есть ритм, который надо соблюсти.
— Типографика — отдельная наука на грани искусства и искусство на грани науки. В ней есть чёткие шаблоны, которые преступать нельзя. Многие молодые ребята таких вещей не знают, и творят что хотят. В результате из-под их рук выходят такие дизайнерские шедевры, которые нереально прочитать. А самые лучшие шрифты придумали как раз каллиграфы, — говорит Александр
— Вообще, один из важнейших моментов в каллиграфии — видеть не только бублик, но и дырку от бублика. Человек должен видеть не только то, что он рисует, но и пространство, отсечённое изображением, — говорит Дарья Белаго.
Verdana — лучший текст для чтения с гаджета. Для чтения с бумаги лучше подходит шрифт с засечками.
Павел утверждает, что каллиграфия помогает ему в его дизайнерской работе — создавать продающую упаковку, в которой фирменный шрифт — половина успеха.
— Это самое трудное — сделать шрифт простым, но одновременно таким, чтобы товар купили, — рассказывает дизайнер. — Вот бабушка говорит мне: зачем все эти шрифты, мне надо дёшево, и всё. Я говорю ей: «Знаете, мне платят деньги, чтобы я сделал так, чтобы покупали даже бабушки. Чтобы я делал дёшево и красиво».
Лекарство от быстроты
— Сейчас огромное количество ребят-каллиграфов пишут многие из композиций одним и тем же шрифтом — фрактурой. Её легко выучить, и она свободно относится к косякам. Занимаясь по 30-40 минут в день, вы уже через неделю можете выкладывать в интернет композицию, написанную фрактурой. И 90% друзей скажут «Вау!», а вы будете чувствовать себя каллиграфическим гением, — рассказывает Александр.
Образец шрифта Фрактура
— В то же время, чтобы выучить, скажем, римский капитальный шрифт, нужен не один год ежедневной работы по нескольку часов. Нужно будет понять ритм, дукты (части буквы), пятна и прочее. Не каждому дано терпение на всё это. И в нашей студии мы изучаем шрифты последовательно — сначала самые простые, потом всё более сложные.
Каллиграфия — медленное занятие, и художники с трудом приучают к ней жителей города, привыкших торопиться.
— Приходят ребята, им кажется, одно-два занятия и они научатся писать обалденные свадебные приглашения. А потом берут в руки перо, у них всё криво получается, спина болит, руки не разгибаются. Человек понимает: чтобы писать потом красивые буковки, нужно пахать, — говорит Александр.
Сейчас время такое — время цейтнота. Все хотят всё очень быстро схватить.
— Мы сейчас обсуждаем мастер-класс по новогодним открыткам — люди совершенно не готовы к тому, что на это нужно потратить четыре часа. Но когда человеку удаётся схватить удовольствие от самого процесса, его уже не волнует время, — добавляет Дарья.
Каллиграфия — это лекарство от быстроты. Оно подходит и для детей, у которых скоро будет контрольная, и для бизнесменов, у которых грядут переговоры. Упражнение, которое даёт человеку успокоиться, чтобы приступить к повседневным важным делам.