сегодня
23 ноября, 00:33
пробки
1/10
курсы валют
usd 102.5 | eur 107.4
72.11% -6.7
сегодня
23 ноября, 00:33
пробки
1/10
курсы валют
usd 102.5 | eur 107.4

Гекльберри Вяткин

Фотографии Романа Брыгина

Он не стесняется переодеваться в женщин, красить щёки и носить пропеллер. Он не боится быть смешным и жить в городе Мордасове. Он и король, и принц, и клоун. Днём был убит, вечером стрелял сам. Сушил дохлую кошку и навсегда остался другом Тома Сойера. Это — Руся, актёр новосибирского театра «Глобус» Руслан Вяткин. Корреспондент Сиб.фм смотрел спектакли за кулисами, чтобы понять, как любить агрессивных зрителей и почему театр — это вечная молодость, но не «хихи-хаха».

Руслан жил в Бердске, занимался боксом, неважно учился и мечтал стать коком на корабле. Всё изменилось из-за объявления о наборе в театральное училище, которое Руслан и его друг Павел Прилучный увидели по дороге с секции по русским народным танцам. Это было до цветов и признания зрителей, ещё в школе, когда надо было хоть куда-нибудь, да поступать. А в театре же, каждый знает, никаких душных кабинетов и галстуков — прыгать, бегать, на канатах летать. По крайней мере актёру.

— Паша, в общем, поступил. А я пошёл на нулевой курс, чтобы в следующем году попробовать снова. Но потом меня тоже не взяли на драму. Мне предложили пойти на кукол. И я пошёл, — рассказывает Руслан, сидя в пустом зале в зрительском кресте в перерыве между репетициями. — С середины третьего курса Сергей Николаевич Афанасьев пригласил меня к себе в театр — там я до конца выпуска и работал.

45 ролей сыграл Руслан Вяткин в театре «Глобус»

— Почему не поехал дальше?
— Так я поехал! Поступать. Только меня не взяли — места нужны были по знакомству. Мы поговорили с Райкиным, но он мне дал понять, что в наборе очень известные люди. Неважно! Я позвонил Владимиру Дербенцеву, который в «Глобусе» играл, и сказал, что я нигде. Через некоторое время мне позвонил режиссёр Алексей Михайлович Крикливый: «Руслан, как будешь в Новосибирске — приезжай». Меня взяли в театр!

Фото Гекльберри Вяткин 2

Фото Гекльберри Вяткин 3

За пятнадцать минут до спектакля Руслан обычно молчит — такой способ настроиться.

— Руся? Руся, ты здесь? — спрашивает через двери гримёрной актриса Нина Квасова.
— Да, но я занят чуть-чуть! Скоро буду, — отвечает ей Руслан.

Они познакомились ещё в театральном институте, когда учились на параллельных курсах.

Режиссёры видят в них много общего, ставят играть главные роли, например, брата и сестру. А на самом деле — они муж и жена.

Руслан всё ждёт, когда же их поставят играть любовную сцену.

В коридоре парень в костюме медведя напевает песню и ставит новую бутылку с водой в кулер. Его медвежья голова только что лежала на столике за кулисами рядом с сушками, поддельными купюрами и пластинкой Челентано.

— Третий звоночек. Подготовьтесь к выходу на сцену, — говорит мягкий голос в динамик на стене.

Фото Гекльберри Вяткин 4

Фото Гекльберри Вяткин 5

Двери гримёрок как по щелчку открываются. Узкий коридор моментально оживляется: артисты с накрашенными бровями, в париках, в больших вязаных шапках выстраиваются в форму овала и берутся за руки. Из-под тёмно-синего делового костюма Руслана виден стойкий, будто накрахмаленный воротник белой рубашки.

— One, two, three, morgan free (прим. Сиб.фм, — нос утри)!

Они выходят на синюю от фонарей сцену играть «Дядюшкин сон».

Фото Гекльберри Вяткин 6

Фото Гекльберри Вяткин 7

Из-за сцены здесь никто не выглядывает. То, что происходит в зале, видно через экран помощника режиссёра. Екатерина — стройная, строгая женщина с острым носом, которая пьёт много чая и часто смотрит на часы. Если бы не она — актёры могли бы потерять ритм, уснуть в гримёрке или забыть, с какого выхода нужно идти к зрителям.

— Помрежи на спектакле сидят всегда. Потому что без них — невозможно. Они вызывают на сцену актёров и монтировщиков, контролируют свет и звук. Режиссёр поставил спектакль и уехал, а они следят за всем, — шепчет Руслан, ожидая своего диалога.
— Тишина! Вы отвлекаете, — резко обрывает нас Екатерина.

Фото Гекльберри Вяткин 8

Фото Гекльберри Вяткин 9

Пара шагов из закулисья — это путь, за который Руслан становится Павлом Мозгляковым со ста пятьюдесятью душами, большими надеждами и женихом, у которого «немного пусто в голове». Здесь — сцена, сверхзадача и подводные течения. А в актёрском коридоре стучат двери, шуршит ткань костюмов, и в гримёрной Руслана не смолкают разговоры.

Фото Гекльберри Вяткин 10
Актёр театра «Глобус» Лаврентий Сорокин стал лауреатом «Золотой маски»

— Итак, пишите! Денис, который коллега его, говорит: «Руслана в кино надо снимать!». У него очень любопытная, необычная фактура. Мне кажется, она могла бы ему легко пригодиться в столицах, где снимают сериалы, хорошее кино или ещё что-то, — с выразительной интонацией говорит мне светловолосый парень, развалившись на большой кровати прямо в обуви. — У меня простая внешность, я это понимаю. А вот у Руслана...

— Да, у Русика тропос невинный. А лицо и правда для кино, — поддерживает его коллега Александр, сидя напротив.

— Руслан у нас очень хороший. Я бы с ним и в разведку пошёл, — продолжает по-доброму хвалить Денис. — Лично для меня он — пример мужского хорошего характера. Он — человек-слово.

— Да, он справедливый. Мы, там, с пацанами, придумаем что-нибудь, ну, такое. Он нам — пацаны, ну зачем вы так делаете?!

Фото Гекльберри Вяткин 11

Фото Гекльберри Вяткин 12

В просторной комнате тёплый свет. На стенах — развешаны фотографии и плакаты актёров. Говорят, это самая большая гримёрная в «Глобусе».

— А кровать есть только у нас! — хвастает Денис.

— Значит, живёте в театре? — спрашиваю, смеясь.

— Допустим, у тебя репетиция утром прошла, а спектакль только в шесть вечера. Покушал — и спать.

Фото Гекльберри Вяткин 13
В 1940 году «Глобус» получил первую награду на Всесоюзном смотре спектаклей для детей

— Да, бывает, заходишь сюда — три человека и все в «айпедах»! — рассказывает Александр.

— Сама подумай, зачем взрослым актёрам кровать? Вряд ли бы они лежали тут с планшетом. Ну, или вот так, — Денис замирает, по-старинному сложа руки на животе.

Смеёмся.

— Скажите, а как вы Руслана в своём кругу называете?

— Рыжий! — тут же отвечает Денис. — Нет, ничего такого, типа, ну, Банька. Руся, Руслик, Рыжий. Он на нас не обижается, потому что он и правда — Рыжий! И добрый!

Марк Твен ничего не написал про цвет волос Гекльберри Финна, но зритель в театре уверен, что он был рыжим. Так и не скажешь, что Руслан играет Финна уже четыре года — такое чувство, что он был им всегда.

Фото Гекльберри Вяткин 14

Фото Гекльберри Вяткин 15

В столовой театра пахнет рыбой и варёным картофелем. Руслан сидит за столиком с Денисом и прокручивает в руке гранёный стакан с соком.

— Ага! Зрители наши. Приехали, — говорит Руслан, будто набираясь смелости. Он подходит к окну и смотрит, как орава детей выбегает из автобусов.

Актёры поспешно и молча уходят — надевать костюмы, гримироваться и молчать.

— Отличная была рыба, — хвалит Денис буфетчицу.

Фото Гекльберри Вяткин 16

Фото Гекльберри Вяткин 17

За три минуты до начала спектакля зрители перекидываются конфетами, изображают орангутангов, дерутся понарошку и даже кусают друг друга. Контролёры возраста тёти Гекльберри просят детей убрать еду, которую они тайком пронесли в зал.

Такое дело — после одного из показов под сидением уборщики обнаружили варёное яйцо. Виновный скрылся с места и не был найден.

Говорят, что дети в театре страшнее любых пиратов. От пиратов актёры хотя бы знают, чего ожидать — сами ими бывали.

— Сейчас вам расскажут сказку! — с удивлёнными глазами говорит учительница младших классов ряду детей.

Срабатывает, как кодовая фраза. Они убирают телефоны, а некоторые даже замолкают. Хотя через ряд чьи-то ноги протестующе продолжают шлёпать об пол до тех пор, пока в зале не стемнеет.

Фото Гекльберри Вяткин 18

Фото Гекльберри Вяткин 19

— Ух ты, дохлая кошка! Ты где её взял? — спрашивает Том Сойер у Гека Финна на кладбище.

Фото Гекльберри Вяткин 20
Роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера» вышел в 1876 году

Декорации могил подсвечены ярким фиолетовым светом.

— Купил у одного мальчишки! Ты же знаешь, что мне надо бородавки сводить, — отвечает ему Гек, размахивая задубевшей чёрной кошкой.

Девочки в зале морщат нос, мальчики открывают рты.

— Я знаю средство почище, чем дохлая кошка, — героически говорит Том.

— Какое?

— Тухлая вода!

— А, не-ет. Мне один негр сказал, что дохлая кошка надёжней. Представляешь, говорит мне: «Берёшь кошку и идёшь с ней на кладбище к могиле плохого человека. Ровно в полночь придёт чёрт и потащит грешника. Тогда-то и надо бросить ему кошку вслед и сказать — чёрт за мертвецом, бородавка за кошкой, я — не я, бородавка — не моя!». Идём?!

То, что происходит дальше, по книжке знает каждый, даже юнец. Один из них сидел рядом со мной и, увидев, что я что-то записываю, деловито комментировал. Спойлер не прошёл, потому что это — театр! Тут не буквы, не шаги по сцене, а волшебство. Даже если дохлая кошка не разлагается, гробы вырезаны из картона, а Гекльберри Финн — это Руслан Вяткин, Руся.

Фото Гекльберри Вяткин 21

Фото Гекльберри Вяткин 22

— Готовимся к выходу на поклон, — говорит в телефонную трубку помощник режиссёра и встаёт с кресла.

Руслан одним движением вытягивает спину вверх и выходит на сцену. Дети ликуют Геку и Тому. Учителя и родители, скорее, актёрскому составу и режиссёру.

Фото Гекльберри Вяткин 23
Вяткин, Сарычев, Находкин, Богомолов, Сорокин играют в стёб-арт студии «Ха!Мы!»

Техник нажимает на кнопку пульта — занавес опускается. Руслан покидает сцену с багряным лицом.

Мы заходим в гримёрку. Руслан садится на кровать, сгибая спину. От тусклой лампы меньше света, чем от огней автомобилей в окне.

— Когда ты понимаешь, что сделал что-то не так, как хотел бы? — спрашиваю.

— У меня это происходит после каждой сцены. Если я в первой что-то не доделал, то пытаюсь наверстать во второй. Осознание приходит сразу же. А если наоборот, что-то сделал лучше, чем хотел бы, то возникает ощущение одухотворённости.

— Ругаешь себя?

— Ну конечно! — говорит Руслан с такой интонацией, будто делает это регулярно. — Как любой человек, к себе очень требователен.

Но плюс нашей профессии в том, что мы можем исправлять свои ошибки с каждым спектаклем.

— Зритель этого не замечает?

— Не-е-ет! Зритель никогда не поймёт, что мы где-то не то сказали. А вот мы-то друг друга понимаем без слов.

— Слова забывал на сцене?

— Нет, никогда. Слава Богу!

— А у партнёров?

— Было.

— Как выкручивались?

— Я же знаю, что он мне должен сказать. Хорошо, если я могу ответить словами: «Вы хотели меня спросить об этом?». А когда я не знаю, что он хочет сказать, то мы можем встать в ступоре. И стоять так. Потому что я не знаю, чем помочь! Потому что он меня должен о чём-то спросить, чтобы я ему ответил! Когда ты пытаешься вывести партнёра, тогда включаются такие мысли! Но я очень люблю такие вещи. Хотя, может быть, их и не надо любить... Они очень живые. И взгляд другой становится. И ругать за это никто не будет. Наоборот, похвалят, что выкрутились.

Фото Гекльберри Вяткин 24

Фото Гекльберри Вяткин 25

— Что сейчас, после спектакля, хочется больше всего?

— В первую очередь поговорить о нём. Но в этом сезоне — всегда домой, к семье, к маленькому сыну. А так бы я с удовольствием поужинал где-нибудь с актёрами. Мы раньше часто так делали — отыграем спектакль — и общаться.

100 лет самой старшей актрисе «Глобуса»

— Как тебя как актёра изменило рождение сына?

— Даже не знаю. Стал иначе относиться к детским ролям. Теперь если мой герой ломает какую-нибудь вещь на сцене, то он её спрячет подальше и молчит, не подаёт вида — дети стараются не показывать то, что они натворили.

— Руслан, ты же кукольник. Но один единственный твой спектакль с куклой — дипломная работа. Почему?

— Если бы меня позвали и если бы меня видно было, тогда я бы и поработал, может быть. Я с ребёнком сейчас вожусь с куклами на руку — мне этого достаточно. А за ширмой стоять с куклой мне неинтересно.

— Говорят, что у актёров примета есть: гвоздь нашёл — счастливым будешь.

— Да чего я только не находил! У нас монтажёры на сцене много чего оставляют. И гвоздей тоже, — шутит Руслан. — Я их поднимаю скорее для того, чтобы ребята не порадовались.

— Но ты счастлив?

— Счастлив. Если всё вот так сложилось, значит, так надо.

Фото Гекльберри Вяткин 26

Фото Гекльберри Вяткин 27

По шагам за дверями становится понятно, что театр готовится ко сну. Чёткость шагов теряется. Тишина.

Фото Гекльберри Вяткин 28
Сиб.фм выражает благодарность театру «Глобус» за помощь в подготовке публикации

— Расскажи, что такое «устать» для актёра?

— Этот термин больше эмоциональный, чем физический. Когда ты затрачиваешься очень сильно и тяжело очень. Устать головой, сердцем, душой — всё сразу.

— Что ты сейчас чувствуешь? — спрашиваю его.

— Я знал, что спросишь. Это может понять только актёр. Потому что... Это не усталость, я даже не знаю, как это называется... Но мне — очень!

Очень нравится это ощущение, когда ты что-то такое хорошее сделал. Вот я на работу прихожу — много сил у меня. Ухожу — у меня их в два раза больше.

Хотя должно быть меньше. На самом деле быть актёром — это очень непросто.

— Зрители?

— Ну, наверное. Это не такое, что «хаха-хихи», что ты получаешь всё время что-то, нет. Просто... эйфория какая-то. Классно!

Загрузка...