сегодня
26 ноября, 13:11
пробки
4/10
курсы валют
usd 103.7 | eur 108.8
77.44% 9.1
сегодня
26 ноября, 13:11
пробки
4/10
курсы валют
usd 103.7 | eur 108.8

Здесь была «Родина»

Фотографии Веры Сальницкой

Выставка фрагментов арт-проекта «Родина», лишившаяся в Новосибирске почти всех приемлемых для экспозиции площадок, была неожиданно показана журналистам и сочувствующим — возможно, в первый и последний раз. Владелец аэропорта «Северный», где 18 мая должна была открыться выставка, расторг договор аренды ввиду аварийного, по его оценке, состояния здания. Корреспонденты Сиб.фм увидели «Родину» как она есть и выслушали мнения всех участников спора об истинных причинах запрета на современное искусство.

— Пообещали прислать МЧС на «помощь», если сами не справимся, — организатор выставки Анна Терешкова приводит слова бизнесмена, бывшего владельца аэропорта Вольдемара Басалаева. — До 16 мая мы должны освободить помещение.

Директор Сибирского центра современного искусства (СЦСИ) считает, что Басалаев убедил нового владельца «Северного» расторгнуть договор о предоставлении площадей аэровокзала, чтобы «не портить отношений с властью».

Фото Здесь была «Родина» 2

Фото Здесь была «Родина» 3

Однако гораздо раньше «Родина» привлекла внимание православных активистов и многодетные семьи, говорит Терешкова, напоминая, что 13 мая представители сразу нескольких общественных организаций выйдут на пикет против выставки.

— Мне непонятно, я ведь тоже православная и многодетная, — признаётся она, мать пятерых детей, — мне разорваться теперь что ли?

Журналистов встречает куратор СЦСИ Сергей Самойленко, немедленно приступивший к импровизированной экскурсии:

— Просто хочется сразу снять все вопросы о приписываемом экспонатам «Родины» кощунстве, безнравственности, экстремизме и оскорблении русского народа.

Фото Здесь была «Родина» 4

Фото Здесь была «Родина» 5

Первое, что увидел бы посетитель экспозиции — девятиметровое полотно «Заседание Федерального Собрания» художников-монументалистов Сергея Калинина и Фарида Богдалова. На картине воссозданы сюжет и стиль известной работы Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного Совета», написанной к 100-летнему юбилею «оригинала».

— Переодеть современных политиков в вицмундиры — приём нехитрый, — рассказывает Самойленко. — Но если отнестись к полотну серьёзней, то можно увидеть, как устроена российская власть, её настоящая природа — преемственная и постоянная.

Страховая стоимость картины, добавляет куратор, — более 200 тысяч евро.

Самойленко просит собравшихся поднять головы и обратить внимание на висящие под потолком светящиеся берёзовые брёвна:

— Работа Николы Овчинникова «Они возвращаются» о самом русском дереве — берёзе — как о символе нашей античности. Берёзовый ствол — это наша античная колонна.

Фото Здесь была «Родина» 6

Фото Здесь была «Родина» 7

Следующим пунктом спонтанной просветительской программы становятся четыре рядом стоящие двухэтажные кушетки — инсталляция архитектора и дизайнера Александра Бродского «Дорога».

— Это пространство — не то больницы, не то тюрьмы, не то поезда — известно каждому. Все видели узенькие матрацы, нары, чай в подстаканниках. И вот они, и развевающиеся занавески, и стук колёс — всё это стало до боли знакомыми российскими архетипами.

Фото Здесь была «Родина» 8

Фото Здесь была «Родина» 9

Далее журналистов ждёт «Мягкая родина» — карта страны в виде лоскутного одеяла.

— Мы привыкли к России — жёсткой, крепкой и несгибаемой. Здесь же она представлена уютной и мягкой как подушка, ещё и бисером украшена. Отличный, оригинальный подход, — замечает куратор.

Параллельно друг другу расположены портреты первых лиц государства — президента Владимира Путина и будущего премьер-министра Дмитрия Медведева. Портрет Путина ещё не извлечён из упаковки. На первый взгляд — два официальных портрета национальных лидеров и отцов отечества. При более внимательном рассмотрении заметно, что изображение Путина составлено из уменьшенной факсимильной росписи Медведева, а его — из Путинской.

— По-моему, о сути правящего тандема это работа говорит очень точно и ёмко, — заключает Самойленко.

Фото Здесь была «Родина» 10

Фото Здесь была «Родина» 11

С особым трепетом и нескрываемым восхищением Самойленко представляет творчество отцов российского соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида. Журналисты вглядываются в полотно «Двойная диверсия», на котором советские строители коммунизма уверенно смотрят в будущее. Расположены они на фоне американской абстрактной живописи, втайне поддерживаемой, как впоследствии оказалось, службами ЦРУ.

Художник Илья Гапонов запечатлел кузбасских шахтёров. Самойленко признаётся, что прекрасно помнит этих «гегемонов в красных майках» и до сих пор только так их и воспринимает — как героев и титанов.

Фото Здесь была «Родина» 12

Фото Здесь была «Родина» 13

Работа «Доска почёта» демонстрирует единство изображения и материала. Портреты нелегальных мигрантов, приехавших в Россию, или, проще говоря, гастарбайтеров, выполнены штукатуркой на затирочных досках. Самойленко задаётся вопросом, чем же, на их взгляд, является наша общая родина, какой они её видят и какой навсегда запомнят.

— Можете, впрочем, прямо сейчас спросить у тех, кто монтировал экспозицию, — предлагает куратор, обратив внимание на прошедших мимо рабочих «кавказской внешности».

Фото Здесь была «Родина» 14

Фото Здесь была «Родина» 15

В соседнем павильоне располагается очередное монументальное полотно арт-дуэта известных художников Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Они представили своеобразный дайджест русской и советской живописи, собрав в одной работе ключевые образы — от Врубеля до Кустодиева, от Репина до Петрова-Водкина.

— Студентов гуманитарных и художественных факультетов можно было бы сюда водить и проверять на знание русского изобразительного искусства, — предлагает Самойленко.

Фото Здесь была «Родина» 16

Фото Здесь была «Родина» 17

Работа «За отвагу», по мнению куратора, вероятно, удивит журналистов, привыкших воспринимать современных художников как эпатажных провокаторов, для которых нет ничего святого. На картине изображены ветераны Великой Отечественной войны — при этом без тени иронии или скрытого подтекста.

— Решение о перенесении выставки из помещений Краеведческого музея связывали с тем, что боялись в канун Дня Победы оскорбить ветеранов, дескать, эти работы могли их обидеть, — напоминает Самойленко, — вот посмотрите, что не так в этих трогательных и тёплых работах?

Фото Здесь была «Родина» 18

Фото Здесь была «Родина» 19

В завершение экскурсии куратор СЦСИ признаётся, что ни в чём не винит губернатора Юрченко, поддержавшего инициативу депутатов новосибирского заксобрания о невозможности предоставления государственных площадей для «Родины» и подобных экспозиций.

— Губернатор не обязан разбираться в современном искусстве, а вот его советники обязаны. Понятно, что когда ему показывали какие-то распечатанные картинки, не имеющие никакого отношения к выставке, — это была сознательная провокация. Эти люди не видели «Родину». Как не видели и те, что завтра придут на пикет. Зато, вероятнее всего, выставку увидят в Красноярске. А в Новосибирске — нет. И мне лично от этого больно и обидно.

Журналисты ожидают прибытия в опальный аэропорт министра культуры Новосибирской области Натальи Ярославцевой. И не зря: буквально сразу после получасового ликбеза от художника Вячеслава Мизина министр оказывается в тесном кольце журналистов.

Фото Здесь была «Родина» 20

Фото Здесь была «Родина» 21

— Вы же понимаете, что в этом здании выставку проводить нельзя, оно в аварийном состоянии, — сходу объявила Ярославцева.

— Мы также понимаем, что это всего лишь предлог. Во время монтажа экспонатов никаких предупреждений не было. Более того, когда эта выставка находилась в здании Пермского музея современного искусства, он тоже был не в лучшем виде — там шёл ремонт. Но экспозиция не приостанавливалась. Насколько я понимаю, владельцам «Северного» была дана отмашка сверху, — ответил Самойленко.

— Кем? — попросила уточнить министр, отметив, что Василий Юрченко тут ни при чём. — Замечу также, что экспертное сообщество поддержало «Родину», согласившись, что в ней нет ничего противоречащего этическим и нравственным нормам. Экстремизма и призывов к религиозной розни тоже нет, всё в рамках закона. Поэтому ситуация, вынуждена признать, абсурдная и пренеприятнейшая.

Фото Здесь была «Родина» 22

Фото Здесь была «Родина» 23

Ярославцева заметила, что была готова выступить с просветительской работой и разъяснить некоторым чиновникам сомнительные, с их точки зрения, фрагменты выставки.

— Ничего «такого» на выставке нет. Просто с первой же минуты, как появилась информация о выставке в Новосибирске, появилась и ложь, спровоцировавшая скандал, — поделилась своей версией случившегося министр.

Фото Здесь была «Родина» 24

Фото Здесь была «Родина» 25

Уступку со стороны властей общественным организациям, вылившуюся в отказ от предоставления государственных помещений, Ярославцева поставила под вопрос. При этом вариант проведения выставки в аэропорту ей кажется не лучшим.

— Я как министр культуры обязана знать, какие условия создаются для посетителей выставки. Думаю, приглашать сюда большое количество было бы опасным. Но этот вопрос в любом случае надо задавать не власти, а владельцу помещения. И мне бы не хотелось, чтобы бизнесмены опускали голову в песок после первой угрозы. У нас свободный город или нет? — задалась напоследок вопросом министр.

Загрузка...