Пандемия не просто внесла коррективы в нашу жизнь, а в значительной степени переломала её. В том числе и в культуре. Для всех театров и концертных организаций закрытие площадок поставило большое количество финансовых и творческих вопросов. Но театр, если не покажет заявленный и проданный спектакль, может реально перенести его на то время, когда контролирующие организации разрешат открыть залы. В конце концов те, кто потребуют, могут вернуть билеты, получив назад свои деньги.
Значительно сложнее обстоит дело у Новосибирской филармонии.
В чём здесь проблема. Дело в том, что помимо обычных концертов, проводимых в рамках государственного задания, филармония активно использует такую форму работы, как абонементы. Их 32. Они разные. Например, у академического симфонического оркестра абонементы № 1 и 2, которые продублированы в Доме учёных. Это 36 концертов. Причём они в городе проданы полностью, а также практически целиком реализованы в Доме учёных. Это 36 аншлагов в залах по 900 мест. Пятый абонемент камерного филармонического оркестра – это восемь аншлаговых концертов в камерном зале на полтысячи мест, и он же продублирован в Доме учёных. Или, например, любимый многими меломанами абонемент № 16 (ему четверть века) – это семь аншлаговых концертов. И так далее. То есть владельцы абонементов проплатили свои посещения концертов на год вперед.
С середины марта концертная деятельность прекращена. На сайте филармонии появилась надпись, что касса до 18 мая закрыта. А практически все концерты перенесены на май, июнь, июль.
Но если вы сейчас зайдёте на сайт филармонии, у вас создастся полное впечатление, что в Новосибирске концертная жизнь кипит. Правда, как я уже сказал, страницы красны от информации по переносам концертов, нередко без новой даты. Обращаю ваше внимание – руководство филармонии даже не предложило варианта возврата владельцам абонементов денег за несостоявшиеся концерты. Экстраординарная ситуация в стране, согласен, но порядочное отношение к своему зрителю (а он нередко не самый богатый в городе человек) требует честности и открытости. Никаких пресс-конференций для владельцев абонементов не было, на сайте никакой информации тоже не появилось.
Ну, учитесь хотя бы у Оперного театра. Там за полмесяца вернули деньги более чем 2000 зрителей, при этом всё было организовано онлайн. В театр не надо было даже заходить. Открыл личный кабинет – и всё там сказано. Через три дня у тебя на карте деньги. Кемеровская филармония вернула деньги более чем за 2000 билетов. При этом директор филармонии постоянно подчёркивает, что денег у него более чем достаточно.
Так почему бы не предложить и зрителям филармонии вернуть деньги, ведь уже ясно, что никаких концертов до осени не будет? Ну, на худой конец, подготовить аккредитивы, по которым после возобновления работы владелец сможет сходить на любой концерт.
Но и это не все проблемы.
Дело в том, что с 17 сентября начинаются абонементные концерты сезона 2020-2021 года. И они также выкуплены ещё в феврале. Причём в тот момент, когда в мире уже бушевал коронавирус, а перспективы были туманными.
Хорошо, если вирус вдруг исчезнет и жизнь разом нормализуется. Но пока руководители контролирующих министерств и ведомств – культуры, здравоохранения, Роспотребнадзора – заявили, что концерты смогут начаться только после вакцинации населения или выработки стандарта лечения, гарантирующего полное выздоровление. По самым оптимистичным прогнозам это будет под Новый год, а может быть и не раньше следующего марта.
Посмотрите нашу статистику. Прирост инфицированных почти не сокращается. Это не позволит никому заполнить зрителями зал имени Каца (900 мест), ещё и посадив на сцену оркестр, в котором не менее 100 человек. Значит перед руководителем филармонии стоит вопрос: как поступить в этих условиях?
Ответа нет. Пояснений владельцем абонементов тоже нет. Создается такое впечатление, что господин Мухамедин считает, будто эпидемия в итоге всё спишет.
Пока же он предложил активно использовать «Тихий дворик», продавая туда по 20 билетов. И отправил персонал в отпуск.
Если вы не можете организовать работу, как должно быть, то наведите порядок хотя бы на сайте. Лучше обнулите его, оставив информацию по возврату или дальнейшему использованию билетов и абонементов. Это уже похоже на какой-то обман. Концертов нет, а на афише они есть. И деньги непонятно где получить.
А ведь есть ещё Арт-фестиваль Вадима Репина, по которому почти все концерты сначала перенесли на август и сентябрь, а сейчас уже думают, как добить программу хотя бы до завершения отчётного периода в конце декабря. Там ведь также куплены билеты под конкретных исполнителей. Большинство из них вряд ли смогут прилететь в Россию в ближайшем будущем.