Инклюзивная театральная студия «Особенный тип» открылась в Новосибирске в 2015 году. Она отличается от других тем, что не имеет ограничений по возрасту или состоянию здоровья — здесь в спектаклях задействованы ребята с инвалидностью и без. Создатель «Особенного типа» — Ольга Стволова. Она — руководитель и одна из актрис студии. С девяти лет Ольга в инвалидной коляске. Сейчас девушка ведёт активную социальную жизнь, работает над инклюзивными проектами и развитием доступной среды. Ещё десять лет назад Ольга даже не выходила из дома, а 18 июня вместе с ребятами из «Особенного типа» и актёрами новосибирских театров приняла участие в квартирнике «Лето».
«Это случилось, когда мне было девять, я очень долго болела ангиной. Лечение было неправильным: в позвоночнике собрался гной, сделали операцию, после этого ноги у меня отнялись. Я сначала не верила, что ходить не смогу, отказывалась садиться в коляску, постоянно думала: „Ну вот, на следующей неделе точно“. Но этого не произошло. Родители хотели уберечь меня от всего и посадили дома. До двадцати с лишним лет я практически не выходила из своей комнаты», — поделилась своей историей руководитель студии.
Когда в Новосибирске появились первые доступные торговые центры и кинотеатры, Ольга стала выбираться из дома, знакомиться с людьми, в том числе из театральной сферы. Вдохновившись одним из спектаклей «Старого дома», она поняла, что хочет и готова открыть собственную театральную студию.
«Я к тому времени видела много мероприятий для инвалидов, на которых здоровые люди с ними только сюсюкались. Это отвратительно! Такое поведение пробуждает потребительское отношение. Я поняла, что люди с особенностями и без просто должны делать что-то вместе на равных правах. „Особенный тип“ — это интеграционное пространство, где собрались разные актёры», — рассказала Ольга.
Несмотря на то, что ребята в студии — не профессиональные артисты, Оля Стволова признаётся, что нацелена на серьёзный результат.
«Я люблю театр, поэтому мне важна художественная ценность. Для меня это не арт-терапия, а социализация наших студийцев — скорее, вспомогательный эффект. Каждый артист, его физика, психика, внешность — это инструмент. Режиссёры любят исследовать, а театру сейчас скучно и тесно в существующих рамках. Люди с особенностями — это выход для него, новый путь».
В студии «Особенный тип» спектакли ставят приглашённые режиссёры. Первый показ постановки Ольги Обрезановой «Лето» прошёл в Музее счастья. В основе спектакля — повесть Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков».
Небольшой деревянный домик-музей на улице 1905 года. Большие красные буквы на высоком заборе намекают: за ним можно найти «СЧАСТЬЕ». Попадая во двор, сложно поверить, что центр города всего в пятнадцати минутах ходьбы. Дорогу и музей разделяют раскидистые ветви деревьев, на них золотистым светом переливаются гирлянды. Три ряда зрительских мест расположены в глубине дворика. Позади бутылки с соками и водой, кастрюля с фруктовой сангрией. У входа в музей тихо мурлыкает синтезатор.
Перед началом Ольга Обрезанова объявляет:
«Если думаете, что пришли на спектакль, это не так! У нас сегодня квартирник».
Такой формат, по словам Ольги, позволяет увидеть в известной истории Брэдбери новое, даёт актёрам свободу и возможность импровизировать.
«Для меня „Вино из одуванчиков“ — это история про настроение. Мне нравится, что автор небольшими рассказами вызывает у читателей разные чувства — и радость, и печаль. Я как режиссёр не люблю педагогику, мне нравится направлять ребят, их фантазию. Я задавала им тему, и они сами что-то придумывали», — рассказывает Ольга.
Истории про лето рассказывают не только студийцы, но и приглашённые актёры из театра Афанасьева — Янина Третьякова, Татьяна Скрябина, Пётр Шуликов, Дарья Супрунова, Алексей Казаков, Ирина Ефимова и актёр «Старого дома» Александр Вострухин. Ольга Обрезанова отмечает, что их участие — заметный плюс для роста ребят:
«В инклюзивный театр нужно максимально включать профессиональных артистов.
Это совсем другое ощущение — мощный энергетический обмен, который позволяет молодым актёрам понять, что здесь все на равных. В этом и заключается интеграция».
В постановке студийцев сцены из книги Брэдбери перемежаются с песнями про лето, дружбу, любовь, актёры вместе со зрителями рассуждают о летних традициях и неожиданностях, которые произошли этим летом. Такие элементы документального театра, когда артисты рассказывают о самих себе, называются «вербатим». Этот приём «Особенный тип» использует во всех постановках.
На сцене сегодня восемь студийцев, самые младшие — Сеня и Рома, им одиннадцать и тринадцать лет. Руководитель студии Ольга Стволова считает, что детям как можно раньше нужно показывать интегрированную среду:
«Ребята в этом возрасте даже не задумываются, что люди с инвалидностью — это странно и необычно. С таким взглядом они будут взрослеть, а когда вырастут, именно они создадут интегрированное общество, которого нам не хватает».
Времени на постановку спектакля было не много — пара месяцев. Однако Ольга-режиссёр видит значительный прогресс. Работа пошла на пользу всем участникам проекта:
«Удивительно наблюдать момент, когда для всех совместная работа становится чем-то нормальным и простым.
Сначала они делают вид, что это просто. А потом начинают разбираться в разных мелочах. Например, как складывать коляску или помогать ребятам передвигать стулья.
Они постоянно общаются между собой, у них какие-то свои чаты, отдельные репетиции друг с другом. Это же настоящая жизнь! В этом и есть терапия такого театра».
Постановка «Лето» — первый режиссёрский опыт Ольги в инклюзивном театре. Она отметила, что такая работа требует определённого подхода:
«Я как режиссёр — фанат процесса, а не результата. А в случае с инклюзивным театром процесс точно важнее. Именно в это время происходит преодоление себя, возникает дружба. Конечно, это большая ответственность, но мне не было страшно. Со страхом приходится бороться ребятам. Это полезно, все люди борются с ним. Я, например, всегда руководствуюсь принципом: мне страшно — значит, нужно это делать».
По словам Ольги, для неё лето — это состояние особенной свободы, большей, чем в другое время года:
«Не зря всем людям кажется, что мы летом другие. Это как открыть дверь и наконец выйти».
В финальной сцене актёры, по традиции Брэдбери, собирают впечатления о прожитом дне, чтобы согреться далёким зимним вечером. А зрителям они отдают свои воспоминания о случившихся летних радостях. Оля Стволова улыбается, подходит к мужчине в первом ряду: «Возьмёшь лето?».