Кинотеатр «Победа» продолжает трансляцию спектаклей лучших театров мира, созданных специально для показа на большом экране. В зимнюю серию проекта «TheatreHD», программа которого расписана вплоть до начала февраля, вошли как современные авангардные, так и классические постановки, недавние премьеры и признанные шедевры сценического искусства в исполнении известных актёров театра и кино. Корреспондент Сиб.фм рассказывает о том, что такое театр высокого разрешения и что стоит отметить из афиши проекта.
Робер Лепаж — канадский режиссёр театра и кино, постановщик шоу Цирка дю Солей и концертов Питера Гэбриэла
В зимней программе «Победы» представлено десять спектаклей — опера, драматические постановки, балет и образцы синтетического зрелищного жанра. Список исполнителей выглядит внушительно — Пласидо Доминго, Кеннет Брана, Джонни Ли Миллер, Иэн МакКеллен, Бенедикт Камбербэтч. Впечатляют и имена создателей — от новоиспечённого худрука «Комеди Франсез» Эрика Рюфа до самого влиятельного канадского режиссёра Робера Лепажа, на сей раз экспериментирующего на сцене Metropolitan Opera. Особое внимание следует обратить на нашумевшего «Франкенштейна», переплавленную в прозу историю «Ромео и Джульетты» и мировую премьеру оперы «Любовь издалека», трансляция которой проходит по горячим следам мировой премьеры.
Театр высокого разрешения по праву может считаться новым видом искусства, синтезирующим «живой» театр и современные кинотехнологии.
Metropolitan Opera — оперная труппа, основанная в 1880 году в Нью-Йорке. Базируется в Линкольн-центре, в специально построенном здании
Каждый спектакль — оригинальный продукт, созданный профессиональной командой операторов, сценаристов, переводчиков и режиссёров таким образом, чтобы удовлетворить вкус искушённых поклонников театра и вместе с тем привлечь внимание непосвящённой аудитории. История HD-театра началась в 2006 году, когда Питер Гелб, генеральный менеджер знаменитой Metropolitan Opera, во всеуслышание заявил о том, что ведущая оперная компания мира находится на краю финансовой пропасти. Во имя спасения некогда самой богатой театральной труппы Америки Гелб предложил реализовать несколько смелых проектов, в том числе запись и последующую трансляцию на большом экране лучших спектаклей театра.
Показы должны были повысить кассовые сборы, изменить отношение людей к оперному жанру, привлечь внимание молодой аудитории и наладить контакт с поклонниками оперы по всему миру.
Первые трансляции оказались вполне успешными в плане посещаемости и коммерциализации.
3 августа 1778 года постановкой оперы Антонио Сальери «Признанная Европа» открылся театр «Ла Скала»
Вскоре театральные постановки вошли в постоянную афишу кинотеатров всех континентов, кроме Антарктиды, а набирающий обороты проект взяли на вооружение лондонские Ковент-Гарден, Английская национальная опера и шекспировский театр «Глобус», парижская «Комеди Франсез», венская «Штаатсопер», итальянская «Ла Скала», московский Большой театр и множество других театральных компаний.
В 2011 году к трансляции на широком экране спектаклей ведущих театров Европы и Америки подключилась и Россия. Благодаря просветительскому проекту «TheatreHD», организатором которого выступило арт-объединение CoolConnections, «онлайн-театр» стал доступен 40 городам страны. В Новосибирске о запуске альтернативного контента объявил кинотеатр «Победа». Новость звучала волнующе: ведь вниманию публики предлагались не запыленные архивы, а наиболее заметные постановки самых разных жанров, эстетик и вкусовых предпочтений. Географически удалённый от крупнейших центров музыкально-театральной культуры зритель получил уникальную возможность, не покидая родной город, присутствовать на спектаклях, о которых сегодня говорит весь мир.
3,9 тысячи мест в зале Metropolitan Opera
Слово «присутствие» здесь отнюдь не случайно. «TheatreHD» — это не только цифровое качество звука и изображения, позволяющее оценить нюансы актёрской игры, насладиться музыкальным сопровождением и рассмотреть все тонкости постановочного решения, но и полное погружение в пространство спектакля. Показ начинается с панорамы сцены и зала. Заканчивается — поклонами.
Зритель видит интерьеры легендарных театров, слушает настройку оркестра, наблюдает за тем, как гаснет свет, затихает публика, раздвигается и задвигается занавес.
А в антракте и вовсе оказывается за кулисами, где монтировщики меняют декорации, гримёры колдуют над образами, актёры и режиссёры дают интервью — эксклюзивный бонус для каждой трансляции.
Программа TheatreHD — зима 2016
Драматический театр
«Франкенштейн: Ли Миллер»
23 декабря, 19:30
12 фильмов снял Дэнни Бойл, поставив также церемонию открытия летних Олимпийских игр в Лондоне
«Франкенштейн» — один из самых популярных спектаклей программы «TheatreHD». Постановку пьесы Ника Дира по мотивам одноимённого романа Мэри Шелли осуществил известный кинорежиссёр и организатор массовых зрелищ Дэнни Бойл («На игле», «Миллионер из трущоб», «Транс»). Премьера состоялась на сцене Королевского национального Театра в Лондоне в 2011 году и вскоре после первых показов на зрителя транслировалась в ведущих кинотеатрах Европы и Америки. Спектакль был признан «центральным событием театрального мира Британии», а исполнители главных ролей — актёры Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер — удостоились высокой награды, премии Лоуренса Оливье.
Историю знают все: доктор Виктор Франкенштейн вдыхает жизнь в тело, созданное из частей разных умерших людей. Однако, в ужасе от безобразности своего творения, бросает его на произвол судьбы. Одинокое, уродливое, по-детски невинное существо ждёт от мира доверия и любви, но повсюду сталкивается лишь со злобой, жестокостью и ненавистью. Окончательно отчаявшись, оно клянётся разыскать своего создателя и отомстить ему самым страшным образом.
60,5 минут — длительность изданного на CD саундтрека к спектаклю «Франкенштейн» в исполнении дуэта Underworld
Ключевая идея постановки Дэнни Бойла заключается в том, что исполнители от спектакля к спектаклю меняются ролями. Если Бенедикт Камбербэтч («Шерлок», «Стартрек: Возмездие», «Пятая власть», «Игра в имитацию», «Доктор Стрэндж») исполняет роль Создания, то Ли Миллер («Хакеры», «На игле», «Элай Стоун», «Элементарно») играет Доктора Франкенштейна. Если Франкенштейн достаётся Камбербэтчу, то за Создание отвечает Ли Миллер. В этой трансформации, по мнению режиссёра, отражается главная мысль произведения: человек — уязвимое и несовершенное существо, которое способно и покорять самые невероятные высоты, и разрушать всё до основания. И в том, и в другом человек до крайности эгоистичен, а потому катастрофа неминуема.
«Комедиант»
Кеннет Брана — лауреат премий BAFTA и «Эмми», премии Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру
24 декабря
Постановка театральной компании Кеннета Браны
В роли Арчи Райса — Кеннет Брана
Пьеса Джона Осборна
Режиссёр Роб Эшфорд
Британский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер Кеннет Брана получил всемирную известность благодаря многочисленным экранизациям пьес Шекспира. Однако в рамках проекта «TheatreHD» он изменил своим пристрастиям и обратился к пьесе Джона Осборна, культового британского автора 50–60-х годов ХХ века. Главный герой «Комедианта» — звезда мюзик-холла Арчи Райс, отчаянно пытающийся остановить время и не отпустить уходящую до конца эпоху доброй старой Англии. Арчи Райс похож на заводную куклу, на автомат с чётко прописанной не одним поколением программой, который рвётся на свободу, но не способен вырваться, даже переживая самые сильные потрясения.
Для полного погружения в роль комика сэр Кеннет Брана несколько месяцев потратил на уроки стендапа: смешить людей не так-то просто, даже если ты великий актер. Но герою Браны куда труднее — он совсем не уверен в своем даровании, да и в себе самом как человеке тоже. Действие спектакля разворачивается на фоне послевоенной Британии и возрождает дух старых мюзик-холлов. Смех сквозь слезы, смех в маске арлекина, скрывающей настоящую боль, — такие истории всегда резонируют в сердцах зрителей, которые, волею автора пьесы, видят героя без маски.
«Ромео и Джульетта»
«Комеди Франсез» — единственный репертуарный театр во Франции, финансируемый правительством. Основан в 1680 году декретом короля Людовика XIV
11 января 2017 года 18.45
Постановка театра «Комеди Франсез»
«Ромео и Джульетта» — первая постановка актёра, сценографа и режиссёра Эрика Рюфа на посту художественного руководителя «Комеди Франсез». Создатель спектакля решил, что современные прочтения пьесы Шекспира слишком погрязли в романтических клише, поэтому счёл нужным освободить текст от традиции трагической поэзии. За основу Рюф берёт прозаический перевод XIX века, выполненный сыном Гюго, Франсуа-Виктором. История Ромео и Джульетты помещена в период конца 30-х годов ХХ века, эпоху короткой передышки между страшными войнами. Действие происходит в беднейшем районе южной Италии, а Капулетти и Монтекки представляют собой не аристократические фамилии, а два мелких мафиозных клана.
39 пьес для театра написано Джоном Осборном, одним из лидеров движения «Рассерженные молодые люди»
Начавшись под ослепительным солнцем, история заканчивается под мрачными сводами катакомб — нет места более страшного и магического для трагического единения возлюбленных со смертью. «В этой пьесе скрыто „Чёрное солнце“, знак безнадёжности и отчаяния, именно над ним и надо работать», — полагает режиссёр спектакля Эрик Рюф. — Пьеса наводит на мысль о скрытой стороне человеческой души: идеология мужской чести терзает женщин, губит мужчин и воздвигает надгробия там, где могли бы счастливо распахиваться любовные ложа«.
«Опасные связи»
16 января, 11:30, 25 января, 18:45
Вслед за «Кориоланом» лондонский театр «Донмар» представляет вниманию зрителей новую долгожданную постановку — спектакль «Опасные связи».
41 Earlham Street — адрес лондонского театра Донмар Уэрхаус, в самом центре Уэст-Энда
В 1782 году знаменитый роман Шодерло де Лакло о сексе, интригах и предательстве в дореволюционной Франции вызвал настоящий фурор во всём мире. Двести лет спустя пьеса Кристофера Хэмптона по мотивам романа вызывала схожий резонанс в театральной сфере, отхватив главные британские театральные премии — имени Лоуренса Оливье и газеты Evening Standard в категории «Лучшая пьеса». Возобновлённая постановка Джози Рурк отмечает тридцатилетие произведения. В ролях: Элейн Кэссиди, Доминик Уэст, Уна Стаббс, Эдвард Холкрофт, Джэнет МакТир.
«Ничья земля»
18 января, 18:45, 23 января, 11:45
Постановка Stuart Thompson and Playful Production (Великобритания)
В 2005 году Гарольд Пинтер стал лауреатом Нобелевской премии по литературе
Исполнители ролей профессора Ксавьера и Магнито, заклятых врагов в «Людях Икс», Патрик Стюарт и Иэн МакКеллен воплотят на сцене образы героев пьесы театра абсурда «Ничья земля» Гарольда Пинтера. В постановке под руководством режиссёра Шона Матиаса, лауреата Каннского фестиваля в номинации «Приз молодёжного жюри (иностранное кино)», они сыграют двух пожилых писателей-аристократов, которые встречаются в пабе пропустить по стаканчику — и так увлекаются, что продолжают глубоко за полночь, уже на дому.
Чем выше растёт батарея пустых бутылок, тем невероятнее становятся байки литераторов, и вскоре невинная болтовня двух старых друзей становится крайне напряжённой.
А когда в доме появляются двое сурово настроенных молодых людей, дела приобретают ещё более серьёзный оборот.
«Гамлет: Камбербэтч»
28 декабря, 19:30
«Гамлет» — спектакль лондонского центра «Барбикан» по пьесе Уильяма Шекспира, записанный в рамках проекта Королевского национального театра NTL. Пьеса — триллер на все времена: королевская семья разваливается на части: король убит, его коварный брат взошёл на трон. Принц Гамлет, впавший в отчаяние, вынужден мстить за смерть своего отца — и сложившаяся при дворе ситуация ставит под угрозу не только безопасность всей страны, но и рассудок принца.
225 ярдов — расстояние от современного театра «Глобус» до того места, где стоял театр во время Шекспира
Постановка 2015 года с Бенедиктом Камбербэтчем в заглавной роли предлагает новую интерпретацию классической трагедии: сюжет разыгрывается во вневременном пространстве, где современные элементы вписаны в антураж викторианской эпохи. Режиссёром выступила Линдси Тёрнер, удостоенная премии Лоуренса Оливье в категории «лучший режиссёр» за постановку «Химерика» в Театре Гарольда Пинтера.
«Ричард II»
1 февраля, 19:00
Постановка театра «Глобус» (Великобритания)
«Ричард II» — одна из немногих шекспировских пьес, которая целиком написана стихами и не содержит прозаических вставок
Режиссёр Саймон Годвин предлагает динамичный взгляд на историческую хронику Уильяма Шекспира, в которой жестокость соседствует с иронией. Чарльз Эдвардс, снимавшийся в сериале «Аббатство Даунтон» и фильме «Филомена», берётся за главную роль в спектакле, рассказывающем о бремени королевского сана и о непреодолимых силах, способных уничтожить монарха. Яркие цвета и красочные костюмы, задействованные в исторической постановке легендарного лондонского Шекспировского театра, отлично смотрятся на большом экране.
Балет
«Щелкунчик»
31 декабря, 12:00, 4 января, 15:00
Музыка — Пётр Ильич Чайковский
Хореография — Юрий Григорович
Либретто — Юрий Григорович (по одноимённой сказке Э. Т. А. Гофмана с использованием мотивов сценария М. Петипа)
Сценография и костюмы — Симон Вирсаладзе
Если «Щелкунчик» — самая новогодняя из всех сказок, то балет Юрия Григоровича — самый новогодний из всех «Щелкунчиков».
Знаменитая интерпретация сказочного сюжета впервые была представлена на сцене Большого театра в 1968 году и до сих пор создаёт праздничное рождественское настроение всем театралам Европы. Вниманию зрителей проекта «TheatreHD» предлагается запись, сделанная в России в 2014 году.
С первых тактов музыки, с первой снежинкой, летящей над сценой, неизбежно появляется предвкушение настоящего праздника. Девочки в нарядных платьицах, мальчики с сабельками, чудесные игрушки Дроссельмейера — и, наконец, под самую прекрасную и волнующую музыку растёт ёлка, превращая взрослых циничных зрителей в ожидающих чуда детей.
Сказочности истории добавляют, конечно, и прекрасные артисты: одна из любимых балерин Григоровича — Анна Никулина в роли Маши и статный красавец Денис Родькин в роли Щелкунчика-принца.
Опера
«Любовь издалека»
14 января, 18:45
«Любовь издалека» — самая интригующая оперная постановка сезона, мировая премьера которой состоялась буквально на днях — 1 декабря 2016 года.
Режиссёром-постановщиком спектакля выступил знаменитый канадец Робер Лепаж, называемый критиками крупнейшим театральным режиссёром-авангардистом современности.
Оперу на либретто ливанского романиста Амина Маалуфа создал финский композитор Кайя Саариахо. «Любовь издалека» стала первой оперой, написанной женщиной, которую поставили на сцене Метрополитен-опера с 1903 года. В основе — подлинная, пусть и похожая на сказку, история принца де Блаи, трубадура XII века Жофре Рюделя. Он страстно любил графиню Триполитанскую, сложил в честь её красоты уйму стихов, но никогда не видел девушки, зная о её достоинствах лишь по рассказам паломников и друга. Рюдель отправился в крестовый поход, в странствиях заболел и скончался на руках прекрасной дамы.
Партию средневекового трубадура, мечтающего о далёкой любви, исполнил Эрик Оуэнс. Его возлюбленную спела Сюзанна Филипс, а Тамара Мамфорд блестяще справилась с ролью Пилигрима. В постановке Лепажа использованы сотни светодиодных ламп, создающих образ моря, которое разделило любящие сердца. За дирижёрским пультом — Сусанна Мялкки.
«Набукко»
28 января, 15:00
Постановка Metropolitan Opera
К 587 году до н. э. относится сюжет оперы Верди «Набукко» о бедствиях евреев при царе Навуходоносоре II
«Набукко» — стопроцентный оперный хит, премьера которого состоялась в далёком 1842 году. С тех пор различные интерпретации истории ассирийского царя Навуходоносора II (Набукко — сокращённая версия его труднопроизносимого имени), пленённой израильтянами дочери его Фенене, возлюбленного Фенены — племянника царя Иерусалима Измаиле и коварной Абигайль, внебрачной дочери Набукко, ставшей владычицей Вавилона, не покидают афиши ведущих оперных театров мира. Вот и спектакль-ветеран, созданный под музыкальным руководством Джеймса Ливайна, идёт на сцене Metropolitan Opera уже больше 15 лет. Заглавную партию ассирийского царя исполняет царственный Пласидо Доминго, не менее могущественный и знаменитый, чем его герой.