сегодня
22 ноября, 14:53
пробки
4/10
курсы валют
usd 100.6 | eur 106.0
72.11% -6.7
сегодня
22 ноября, 14:53
пробки
4/10
курсы валют
usd 100.6 | eur 106.0

Не стрематься петь на русском

Фотографии Дарьи Игби

Станислав Шарифуллин, красноярский музыкант, лауреат премии Курёхина, основатель блога Gimme5 и музыкального издательства Klammklang выступил в Новосибирске в рамках аудиовизуального фестиваля CTM Siberia Prelude, который организовал Гёте-Институт. Стас рассказал корреспонденту Сиб.фм о настоящем и будущем сибирской электронной музыки.

Стас, о тебе часто слышно в немецком контексте, ты несколько раз в год выступаешь с музыкантами из Германии, а недавно выступил на фестивале Гёте-Института. Как твоя музыка связана с Германией?

Я не знаю, просто так получается. В Германии музыка очень развита, там её гораздо больше, чем в других местах, поэтому и в процентном соотношении больше музыкантов, сопутствующих событий. Не думаю, что здесь есть какая-то определённая связь.

Как так получилось, что парень из Красноярска участвует в европейском фестивале?

CTM Siberia Prelude — это один из многих имиджевых проектов, направленный на обмен опытом, укрепление культурных связей между нами и Западом, например, как неделя немецкого кино или выставка экспериментального искусства. И далеко не последний.

Ничего странного или необычного тут нет — европейцам это интересно. У нас есть замечательные красноярские художники, которые в схожем контексте проявили себя более чем успешно.

Например, Виктор Сачивко — лауреат европейских конкурсов, много где выставлялся. Есть ещё Вася Слонов, который сейчас открывает галерею современного сибирского искусства в Лондоне. Не говорю уже о классической музыке, театре и всём остальном. Другое дело, что всех этих людей трудно назвать медийными персонами — абсолютному большинству жителей Сибири они неизвестны, и вот как раз над этим уже стоит как-то работать.

Фото Не стрематься петь на русском 2

Может ли экспериментальная музыка привлечь больше слушателей?

33 страны приняли участие в фестивале CTM-2014

Мой друг Женя Гаврилов считает, что у нас не всё здорово с уровнем культурного развития; что люди после тридцати просто музыку перестают слушать в принципе. Ещё нужно понимать, что экспериментальная музыка — это достаточно узкая ниша. При этом я думаю, что всё двигается в нужную сторону, даже учитывая то, что у вас в Новосибирске почти нет подходящих концертных помещений, а только маленькие бары или тот же «Синема», который, по сути, для таких мероприятий вообще не предназначен. Но и здесь народ приходит. То же самое и в Красноярске. Прошедшие вечеринки CTM доказали, что люди неплохо воспринимают такой звук, в своей массе они открыты и готовы к чему-то новому. Тут, конечно, очень важен вопрос подачи: я знаю лишь единицы тех, кто может толково организовывать подобные мероприятия, потому что тут очень много нюансов. Если их не учитывать — не очень приятно будет абсолютно всем, начиная от артистов и заканчивая публикой.

Какие бывают нюансы?

Если говорить о Красноярске, то, прежде всего, плохой звук. И очень потребительское отношение к артистам — смехотворные гонорары, отсутствие элементарного уважения. По этим и многим другим причинам я в Красноярске в последнее время почти не выступаю, да меня уже и не зовут. Точнее, выступаю только на мероприятиях, которые курирую сам, либо когда приглашают близкие, проверенные друзья.

Диск-жокей с унизительным гонораром в тысячу рублей, которого посреди сета ещё и выгоняют из-за вертушек по какой-нибудь надуманной причине, — здесь вполне стандартная ситуация.

Я, может, чего-то не понимаю, но, по-моему, это абсолютно неприемлемо. С другой стороны, европейские музыканты тоже постоянно рассказывают всякие ужасные истории, так что, видимо, это проблема общая. Повторюсь: хороших промоутеров — единицы. Насколько я знаю, во время подготовки всегда возникают те или иные форс-мажоры, и мне кажется, что задача хорошего промоутера не столько в том, чтобы все их исключить, а в том, чтобы оперативно и с холодной головой реагировать.

Фото Не стрематься петь на русском 3

Стас, как человек, который поддерживает и издаёт местных музыкантов, скажи, что должно произойти, чтобы сибирская сцена поднялась на мировой уровень?

Фото Не стрематься петь на русском 4
Сколько стоит сибирское искусство

Вопрос в том, что мы понимаем под мировым уровнем. Последние несколько лет наши артисты перестали уступать западным коллегам в качестве, так что всё остальное — наращивание индустрии и логистики — скорее, вопрос времени и, пожалуй, общей ситуации в стране. Мне кажется, что пока всё развивается достаточно органично. Главное не комплексовать. Сегодня в Новосибирске есть как минимум пятеро музыкантов, по своему уровню, на мой скромный взгляд, совсем не уступающих западным коллегам: Миша и Женя Гавриловы, Егор Клочихин, Никита Бондарев и Илья Феррейн (и это не говоря об остальных). Есть несколько очень перспективных ребят и в Красноярске.

Но, опять же, надо понимать, что Новосибирск и Красноярск — это далеко не Берлин, да и Берлин не сразу был таким, какой он есть сегодня.

Давайте проведём параллель. Если взять историю немецкой электроники, там в 1970-х выросло поколение молодых людей, воспитанных идеями Штокхаузена и прочих, с осознанием собственной идентичности и уникальности — они не хотели копировать идеи западной поп-музыки, любили свою, не самую приятную в те годы, страну, и на этой почве там уже всё и завертелось. Молодых немецких музыкантов заметили в Британии, ключевую роль тогда сыграли Ино и Боуи, дальше появились первые суперзвёзды, Kraftwerk, потом — индастриал, после — очередной культурный прорыв — падение берлинской стены, рейв-культура и так далее. Вот и получилось то, что есть сегодня. По-моему, схожие процессы (я говорю об осознании) происходят в последние годы и в головах наших музыкантов, точнее, во многом уже произошли, и вопрос времени, когда всё это окончательно оформится.

Раньше все ориентировались на Запад, пытались копировать их музыку. Ни к чему хорошему это не приводило, исключая нескольких счастливчиков, которые уже сделали себе карьеру.

Наконец-то наши ребята начинают понимать, что надо делать что-то своё, перестать стесняться своего происхождения, этой самой «русскости», которую раньше все хотели задвинуть как можно дальше, чтобы никто не видел.

До народа наконец-то начинает доходить, что у нас вообще-то замечательная, великая культура, а не только подъездная грязь, кретины в правительстве, филиалы одноклассников и подборки записей с видеорегистраторов, но и огромное культурное наследие, которым можно и нужно гордиться. Раньше все стремались петь на русском, а сегодня, например, Филипп Горбачёв выпускает альбом на берлинском лейбле с кричалками в будетлянском стиле, и все в восторге, все начинают осознавать собственную идентичность, гордиться. Сюда же «Удача», «ГОСТ ЗВУК» в Москве, да и не только там — уже можно всерьёз говорить о локальной сцене, это очевидно.

Фото Не стрематься петь на русском 5

Кстати, по поводу этого. Лейбл «ГОСТ ЗВУК» отказывается от псевдонимов в пользу кириллических имён — у них выходят пластинки Олега Буянова и Алексея Никитина, миксы Анатолия Колесова и твои, но не как Hmot, а как Станислава Шарифуллина. Ты считаешь, это как раз естественно?

60277 человек — население Лесосибирска, где живёт Стас

Да, мне кажется, что это естественно и очень круто. Нина Кравиц назвала свой новый лейбл «ТРИП», и, например, Resident Advisor уже не транслитерирует его, а пишет в новостях русскими буквами, наверное, копируют и вставляют, у них же нет кириллических букв на клавиатуре. Кому-то это покажется мелочью, но, по мне, это такой локальный прорыв: ведь Resident Advisor — сегодня один из самых авторитетных ресурсов по электронной, андеграундной музыке.

Насколько важно, чтобы это сообщество музыкантов физически находилось в одном городе, области?

Не знаю, сейчас интернет стёр все границы. Здесь вопрос не того, чтобы все были рядом, скорее, важно количество и качество музыкантов. Чем плотнее будут те или иные места географически, чем больше будет появляться действительно сильных музыкантов, тем больше будет конкуренция, что всегда хорошо — она способствует прогрессу.

Загрузка...