Банкир и инвестор Андрей Бекарев в юности написал компьютерный вирус, поставивший в тупик преподавателей НГУ. Худрук «Маркелловых голосов» в 90-х ездил в шоп-туры за тушёнкой, чтобы не умереть с голоду. Живописец Михаил Казаковцев собирает керосиновые лампы причудливых конструкций. А бизнесмен, в прошлом «водочный король» Сергей Проничев планирует променять дробовик на фоторужьё — чтобы больше не убивать. Правду о любимых героях я узнал только на проекте «Выдающиеся новосибирцы».
Мне повезло, за 20 лет в профессии я, интервьюер, многих краеугольных записал на диктофон, ещё больше их слов занёс на подкорку. В сотнях бесед чаще говорили о профильном: с финансистами — о деньгах, с художниками — о картинах, с академиками — об открытиях. Так и подмывало перетасовать, сбиться с такта. Формат не благоволил, времени вечно не хватало.
Формат интервью не годится для откровений.
Скорее он «заточен» на заранее подготовленные заявления.
Удивительную правду может обнажить только беседа. Без неравенства знающего и берущего, без маячащего вдалеке строгого начальства, без ограничений по объёму и глубине. Диалог требует доверия. Разговор по душам сродни прорисовке эскиза. Штрих за штрихом приближаешься к узнаванию. А потом, перешагнув черту реализма, тянешься к правде, помноженной на коэффициент восприятия.
Трафарет для шелкографии изготавливается фотохимическим способом
Проект «Выдающиеся новосибирцы» появился на творческом стыке двух специальностей: журналистики и искусства. Я отвечаю за содержательную часть, художник Анна Галеева — за визуальную.
На территории Союза художников, где днем Анна преподаёт по авторской методике в детской языковой школе изобразительных искусств «Теплица», вечером мы собираем героев и их поклонников. Моя задача — вовлечь гостей в диалог с сильными мира сего, Анна провоцирует собравшихся на творчество. Все вместе, наговорившись, мы создаём графические портреты выступивших академиков, бизнесменов и артистов. Коллекция работ разрастается с каждым месяцем.
Первый показ за пределами «Теплицы» состоится 22 апреля в рамках Библионочи в областной библиотеке. Большую выставку мы подготовим ко дню города — она займёт два зала новосибирского Городского центра изобразительных искусств уже в июне.
Городу повезло с людьми.
Здесь выросли, оказались, задержались, осели действительно лучшие. Система вычленения самых значимых для города персон — несовершенна, субъективна. В этом вопросе ни у кого и не может быть решающего слова. У каждого список свой. Персоны пересечения интересов — безотносительно известные, завоевавшие в истории место ещё при жизни — открытиями, компаниями, картинами. Воздавать им должное мы начали с октября 2015.
Сначала в герои мы записали ушедших — выдающегося графика и живописца Григория Ликмана, голос города Лидию Мясникову, обладателя острого пера Николая Самохина и основателя Академгородка Михаила Лаврентьева. Я связан с каждым. Прямо сейчас в художественном училище экспонируется выставка книжной графики Ликмана из моей коллекции.
В послевоенные годы Григорий Густавович Ликман оформил десяток книг Новосибирского книжного издательства. От рассказов для детей «Два Петра Ивановича» Глеба Пушкарева до сборника стихов Никандра Алексеева. Эти книги мне удалось найти у антикваров — собравшись в Союзе художников, мы прочли забытые, но всё ещё яркие строчки.
С Лидией Владимировной Мясниковой жизнь столкнула лично. Наши дачные домики в Новом посёлке стояли рядом. По-соседски ходили друг к другу в гости, говорили о грибах да ягодах. Я и представить не мог, что передо мной обладательница редкого меццо-сопрано, своим исполнением «Серенады Дон Жуана» срывавшая овации в переполненном оперном театре.
С гостями проекта мы всмотрелись, вслушались в архивные записи лучших оперных постановок 50-х и 60-х, поговорили о месте артиста в нашей истории.
Николаем Яковлевичем Самохиным зачитывался в детстве, тем более, что мой брат Костя в детстве водил дружбу с сыном писателя — Яковом Николаевичем, сегодня возглавляющим новосибирское отделение Союза Журналистов.
Наконец, Лаврентьев — единственный (кроме, конечно, Владимира Ильича) увековеченный в камне деятель, которого в нашем городе по бюсту принято узнавать с полувзгляда.
Рекламная заставка телеканала Якова Лондона НТН-4
Одним словом, начали проект с недосягаемого величия. Но вскоре потянуло на землю. Хотелось живого — во всех отношениях — участия. Призвали здравствующих. У каждого нашлось чем ответить на официальную биографию. Актёр театра «Глобус» Евгений Важенин выставил на встрече свои карикатуры из 70-х. Бизнесмен Яков Лондон признался, что главный его проект после поражения в мэрской гонке — сын. Академик Эпов предрёк цену барреля нефти — по его оценке стоимость «чёрного золота» может снизиться до $22. Композитор Юрий Юкечев презентовал свои фотофильмы. Архитектор Игорь Поповский рассказал байки о самых знаменитых зданиях города. Руководитель ансамбля Insula Magica Аркадий Бурханов прочёл собственные переводы.
Создатель «Сибирской ярмарки» и Новосибирского крематория Сергей Якушин поведал рецепт от заикания — он спасался английским.
А олимпийский чемпион Андрей Перлов аттестовал новосибирскую спортивную инфраструктуру. Выступили также академики Кулипанов и Ершов; бизнесмены Трифонов и Белый; музыканты Юдин и Беличенко; кинодокументалисты Соломин и Эйснер; художники Омбыш-Кузнецов и Филиппов – и ещё полдюжины значимых для третьего города в стране персон. Впрочем, список выдающихся всё ещё пухлый. На сотню встреч точно хватит.