сегодня
01 ноября, 06:55
пробки
0/10
курсы валют
usd 97.02 | eur 105.5
82.99% -1.1
сегодня
01 ноября, 06:55
пробки
0/10
курсы валют
usd 97.02 | eur 105.5

Дебют в шахматы увёл новосибирский балет в древность

Фотографии со страницы Новосибирского театра оперы и балета в социальных сетях

На прошлой неделе Новосибирский театр оперы и балета показал три премьерных показа новой постановки балета «Лебединое озеро», оказавшейся почти дословным воспроизведением подзабытого фильма-балета 1957 году с Майей Плисецкой в главной роли. Правда, полгода назад театр анонсировал на май показ мюзикла «Шахматы» («Chess»), но с вызовом поставить спектакль в бродвейских традициях справиться не удалось.

Теперь уже точно понятно, что Новосибирску не видать всемирно известного творения солистов группы ABBA, хотя на его подготовку театр успел растранжирить сумму, сопоставимую с обычными затратами на детский оперный спектакль.

К московской выставке достижений Владимира Кехмана

Анонсировать новое «Лебединое озеро» театр решился только ровно за неделю до премьеры, хотя вот уже как месяц неплохо шла продажа билетов. Более того, тендеры на сайте госзакупок, связанные с новой постановкой Михаила Мессерера, уже шли с января. Общественность города даже успела обсудить вопрос, почему так резко упали ставки гонораров художественного руководителя балета и главного балетмейстера Михайловского театра. В прошлом году за постановку «Золушки» и «Коппелии» он получил более 9 миллионов рублей, а в нынешнем за одно «Лебединое озеро» – только 2 млн 134 тысячи 931 рубль.

Фото Дебют в шахматы увёл новосибирский балет в древность 2

Майя Плисецкая в «Лебедином озере»

После «Коппелии» и, особенно, «Золушки», казалось, что пропахший нафталином сундук, откуда раз за разом Михаил Мессерер доставал забытые постановки, исчерпал свой ресурс. Но оказалось, что есть ещё порох в пороховницах. Балетмейстер нашел кассету с фильмом-балетом 1957 года, где танцует Майя Плисецкая, решив её воспроизвести на новосибирской сцене. Люди старшего поколения наверняка помнят, как в детстве на чёрно-белых экранах видели этот балет, где в финале главный герой отрывает крыло у коршуна.

Фото Дебют в шахматы увёл новосибирский балет в древность 3

Майя Плисецкая в роли Одиллии

Теперь апробированный на новосибирской сцене балет планируют отправить на свою историческую родину. В начале августа он будет показан в Большом театре в рамках гастролей балетной труппы новосибирской оперы. Выступления на исторической сцене главного театра страны планируются как своего рода выставка достижений Владимира Кехмана. Художественный руководитель театра, стремясь показать, во что он превратил новосибирский балет за четыре года, как всегда делает ставку на проверенные временем названия. Мимо них не сможет пройти любой появившийся летом в Москве иностранный турист. При этом любопытно, что поставленную два с половиной года назад испанским хореографом Начо Дуато «Спящую красавицу» покажут лишь пять раз. Зато версию «Лебединого озера», обкатанного в Новосибирске пока только три раза, представят восемь раз.

Партия, разыгранная в шахматы

«Лебединое озеро» пришлось кстати не только к предстоящим гастролям в столице. Во-первых, теперь не нужно отправлять авторские отчисления бывшему руководителю балетной труппы Игорю Зеленскому, девять лет назад поставившего хореографическую редакцию Константина Сергеева с костюмами легендарной Луизы Спинателли. Тем более что историю о любви принца к превращённой в лебедя девушке показывали по 14 раз за сезон, и спрос на её просмотр всегда был стабильным. Во-вторых, сценография Симона Вирсаладзе, которую собирались воспроизвести в «Лебедином озере», давала некоторую возможность не тратиться на слишком дорогостоящие декорации, в результате чего постановка обошлась в сумму около 60 млн рублей. Что меньше бюджетов «Золушки» и «Коппелии», затраты на которые значительно превысили 70-миллионную планку.

Фото Дебют в шахматы увёл новосибирский балет в древность 4

В-третьих, театр без особого напряжения нашел замену известному мюзиклу «Шахматы», премьера которого была назначена на 16-17 мая. Постановка произведения, созданного в 1984 году участниками популярной группы ABBA Бенни Андерсоном и Бьорном Ульвеусом на слова Тима Райса, написавшего в своё время либретто мюзиклы «Иисус Христос – суперзвезда», довольно широко анонсировалась в октябре прошлого года. Худрук Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Владимир Кехман уверял, что постановка, отвечающая «золотому бродвейскому стандарту», станет серьёзным вызовом для академического театра.

«Впервые на нашей сцене мы ставим настоящий бродвейский мюзикл.

Мы уверены, что наши творческие, технические возможности и совместная работа международной команды позволят поставить "Шахматы" в традициях и на уровне лучших бродвейских спектаклей»,

– говорил он в интервью журналистам.

Попытку замахнуться на музыкальную историю о битве русского и американского гроссмейстеров за мировую шахматную корону, проходящую на фоне холодной войны между СССР и США, новосибирская опера действительно предпринимала. Но справиться с вызовом у неё не получилось. Проект был похоронен ещё в декабре прошлого года. Тогда были расторгнуты все основные договоры, заключённые для постановки мюзикла. Правда, отметки о том, что работы над проектом сворачиваются, появились на сайте госзакупок только в марте нынешнего года.

Фото Дебют в шахматы увёл новосибирский балет в древность 5

Но новосибирскую публику решили не расстраивать, стыдливо промолчав о том, что премьеры мюзикла в бродвейских традициях не будет. Хотя ещё летом прошлого года новосибирская опера потратила на лицензию на показ мюзикла Chess 22 тысячи фунтов стерлингов. 24 июля в адрес фирмы «Чесс продакшнз лимитед», находящейся в юрисдикции Великобритании, из Новосибирска ушел платёж в размере 1 млн 819 тысяч 298 рублей 80 копеек. Причём в контракте было особо отмечено, что данная сумма является «невозвратным вознаграждением» за исполнение мюзикла, независимо от того, будет он поставлен или нет.

Часть своих денег из Новосибирска успел получить Джон Ригби, который, по соглашению с театром, должен был стать музыкальным руководителем спектакля. Всего за постановку мюзикла ему полагалось выплатить 4 млн 644 тысяч 107 рублей 97 копеек (53 317,00 фунта стерлингов). Но договор с ним был расторгнут 24 декабря, в результате чего несостоявшийся музыкальный руководитель довольствовался 4351 фунтом стерлингов, которые были выплачены по курсу 87,10 рубля за один фунт, что составило немногим менее 400 тысяч рублей.

Жертва качества

Похоже, что художественный руководитель новосибирского театра даже не планировал использовать в «Шахматах» силы оперной труппы. Иначе он бы не заключал договоры с двумя фирмами, которые должны были провести подбор исполнителей. С Туманного Альбиона кастингом должна была заняться компания The Agency London Ltd Clients. Свои консультационные услуги она оценила в 7010 фунтов стерлингов, а поскольку контракт с компанией должен был завершиться 30 ноября прошлого года, то не исключено, что британская фирма успела получить деньги за добросовестно сделанную работу.

Фото Дебют в шахматы увёл новосибирский балет в древность 6

Cправа налево — Михаил Лифинцев, Михаил Мессерер, Ольга Гришенкова, Виктор Лебедев и балетмейстер-репетитор Виктория Ряженова

Из Британии всего не рассмотреть. Из Москвы это сделать удобнее. Поэтому второй фирмой, которая должна была заняться кастингом исполнителей, стала компания «Московский Бродвей». Вообще-то предполагалось, что после нескольких показов в Новосибирске мюзикл должен был переехать в столицу, где эта фирма должна была начать получать доходы от его показов. Однако контракт с «Московским Бродвеем» предполагал, что за подбор актёров новосибирская опера должна была заплатить более 2,3 млн рублей. В «Московском Бродвее» от вопроса, приходили ли из Новосибирска какие-либо платежи, уклонились, отметив, что в настоящее время планируют осуществить постановку на площадке в столице. Контракт с компанией был расторгнут 11 декабря, но известно, что по договору фирма должна был получить аванс в размере 30 %.

Фото Дебют в шахматы увёл новосибирский балет в древность 7

Виктор Лебедев

Примечательно, что почти все договоры, которые были заключены в ходе подготовки постановки «Шахмат» на довольно немалые гонорары, предполагают 30-процентные авансы. В 10-дневный срок они должны быть выплачены по двум договорам, заключённым с художником Вячеславом Окуневым, который за сценографию мюзикла должен был получить 574 тысячи рублей, а за костюмы к спектаклю – 611 тысяч. При этом показательно, что за воссоздание сценографии «Лебединого озера» он должен получить всего лишь чуть больше 103 тысяч рублей. Точно такие же авансовые условия прописаны в контрактах с переводчиком текста мюзикла, который должен был получить 1 млн рублей, а также с ИП Сиваевым, планировавшим за 1 042 979 рублей создать авторскую концепцию светового дизайна спектакля «Шахматы».

Фото Дебют в шахматы увёл новосибирский балет в древность 8

Элементарный арифметический подсчёт показывает, что в ходе подготовки к мюзиклу «Шахматы», премьера которого так и не состоялась, Новосибирский театр оперы и балета должен был заплатить от 2,2 до 4,5 млн рублей. Возможно, что для общего бюджета новосибирского оперного театра сумма незначительная. Но она сопоставима с затратами на оперу «Стойкий оловянный солдатик», премьера которой прошла в марте, и на порядок больше бюджета недавно поставленной «Красной шапочки» Кюи.

Загрузка...